Новое время требует новых решений.

На вопросы «Зари» отвечает генеральный директор
ХК ЗАО «Совтрансавто» Анатолий Тян.

— Анатолий Дмитриевич, для многих людей, кто считает себя «родом» из Советского Союза, слово «Совтрансавто» ассоциировалось, во-первых, с неким транспортным Олимпом, во-вторых, если и не с «окном», то уж с «форточкой» в Европу точно. С чем можно ассоциировать ваше предприятие сегодня? Каковы его координаты на поле автотранспортного бизнеса в современных условиях, в условиях иной общественно-экономической формации?

— Скажу только несколько слов о прошлом, а потом перейдем к сути вопроса. Да, в каком-то смысле «Совтрансавто» для многих автотранспортников, наверное, а для водителей — безусловно было Олимпом и верхом профессиональной мечты. И, конечно, «форточкой» в Европу. Как же иначе, если для большинства населения страны пределом мечтаний была путевка в братскую Болгарию, в то время как водители «Совтрансавто» колесили по всей Европе. Но все это в прошлом. Не скажу, что мы не жалеем о нем, — это было бы неискренно, но это — хоть и славное, но прошлое. Нынешние времена не терпят сантиментов. Капитализм с его законами требует от нас готовности к каждодневной борьбе за выживание, а значит, и заставляет постоянно совершенствоваться. Постперестроечные годы изрядно потрясли нашу систему. О былом величии нет и речи, хотя следует признать, что и оно во многом строилось на искусственно созданном государственном монопольном положении. Образно говоря, мы напоминаем человека, перенесшего тяжелую болезнь. Но главное заключается в том, что мы уже выздоровели. Мы не умерли, как многие и многие монстры советской экономики. Мы еще слабы, но у нас выработался иммунитет. Старых болезней у нас уже не будет. Дважды на одни и те же грабли наступать не собираемся. Недавно мы издали книгу, в которой изложена 37-летняя история «Совтрансавто». Она называется «Время собирать камни». Так вот, название книги соответствует главному вектору нашей сегодняшней деятельности.

— Вот вы сказали о том, что «Совтрансавто» сейчас «собирает камни». Наверное, их собирают для того, чтобы строить новое «здание» «Совтрансавто»? Какое место в этом новом «здании» отводится бывшему «Совавто-Брест», а ныне «Веставто»? Это краеугольный, или рядовой камень?

— Знаете, в истории «Веставто», как в капле воды, отражается состав океана, прослеживается и история системы в целом. «Совавто-Брест» — одно из старейших предприятий системы «Совтрансавто». Созданное в 1975 году, на пике своего развития, оно обладало парком автомашин в 414 единиц, мощной производственной базой, расположенной на территории в 53,1 гектара. Персонал предприятия насчитывал 1650 высокопрофессиональных работников. Имелись собственный спортивно-оздоровительный комплекс и гостиница «Дружба» на 203 номера. Словом, это было типичное советское предприятие с известным стремлением к гигантизму. Но то, что было приемлемо в прежние времена, сегодня является одной из причин трудного положения предприятия. Содержание огромных производственных и административно-бытовых помещений ложится тяжким бременем на бюджет предприятия. Его экономическое положение на момент, когда акционеры «Совтрансавто» обратили свое внимание на него, достигло плачевного состояния. Продолжая владеть прежними активами в части недвижимости, предприятие при 500 работниках имело всего 22 единицы транспорта. При этом это были автопоезда 89 - 97-го годов. Другими словами, предприятие неуклонно опускалось до банкротства. В 2004 году по инициативе ХК ЗАО «Совтрансавто» произошла смена руководства «Веставто» и началась работа по оздоровлению и развитию предприятия. Привлечены молодые руководящие кадры, способные внести новые прогрессивные формы управления. ХК ЗАО «Совтрансавто» не альтруист, и, если бы мы не понимали, сколь важное место занимает «Веставто» в системе, то, по-видимому, дали бы ему спокойно завершить свое существование. В силу географического положения Бреста, в силу того, что белорус по природе своей отличается работоспособностью, порядочностью и ответственностью за порученное ему дело, в силу того, что наши первые шаги по реанимированию предприятия находят понимание и поддержку во властных структурах города, мы с уверенностью в успехе работаем на благо системы в целом и «Веставто» в частности, считая «Веставто» одним из краеугольных камней нашего здания. При этом мы также прекрасно понимаем, что за словом «предприятие» скрываются не только здания, сооружения, автопоезда и прочее, но и, в первую очередь, люди — 500 нынешних работников и их семьи. Мы знаем, что и в теперешнем тяжелом положении предприятие платит государству и городу до $1,5 млн. налогов. Именно такое понимание и толкает нас на принятие решений по обновлению и увеличению парка автомашин, на поиск альтернативного бизнеса (пример тому — авторынок, недавно открытый и успешно функционирующий на территории предприятия). Но основные наши усилия, как в целом по ХК ЗАО «Совтрансавто», так и в «Веставто», направлены не на материальную сферу. Дело в том, что можно приобрести сколь угодно много новых автопоездов, увеличивать активы и т.д., но без изменения мышления работников предприятия и в первую очередь руководящих менеджеров все усилия окажутся напрасными. Это тот случай, когда можно сказать, что сознание определяет бытие. Люди должны знать, что от того, как скоро они поймут, что новые времена требуют новых решений, зависит и их будущее и будущее их семей. Новое руководство «Веставто» с помощью работников ХК ЗАО «Совтрансавто» в этом смысле, по-моему, движется в правильном направлении. Учитывая же извечное и естественное стремление двух братских народов — русского и белорусского — к интеграции, поддерживаемое и направляемое президентами наших стран, мы искренне надеемся, что найдем понимание и содействие нашим усилиям и со стороны руководства области и города.

— Вопрос, что называется, дежурный: каким вы видите будущее «Веставто»?

— Скажу так: будущее «Веставто» видится мне таким же, как и будущее ХК ЗАО «Совтрансавто», а оно, безусловно, оптимистичное и правильное. Я не случайно применил слово «правильное» в отношении характеристики будущего. Оно будет правильным потому, что мы правильно оценили состояние всей системы «Совтрансавто» и состояние ее предприятий, в момент кризиса мы правильно поставили перед собой задачи по выходу из кризиса и дальнейшему развитию, мы избрали правильную политику взаимоотношений с предприятиями системы и мы правильно, твердо и последовательно соблюдаем законы экономики.

— Что бы вы хотели пожелать читателям газеты в преддверии Рождества?

— Спокойствия и благополучия. Казалось бы, вернее было поставить вперед благополучие, полагая, что от него зависит и спокойствие. Но, думаю, что это не так. Сотни благополучных семейств не знают спокойствия, как говорится, «богатые тоже плачут», и вместе с тем миллионы семей без особого достатка живут в душевном мире и спокойствии. Только поймите меня правильно, я не призываю к бедности. Наоборот, богатейте. И этого я всем также желаю.

Контакты

224029 г. Брест,
ул. Коммерческая, 17.
тел.: +375(162) 97-02-69
факс:+375(162) 97-02-57
Е-mail: org@westavto.by 

Отзывы и предложения

Smol shema